Золотистый ретривер Румба и Вагиф Агаев, профессиональный кинолог, владелец многопрофильного кинологического центра «Спорт-шоу-клуб» и племенного питомника «Лозунг», поднялись на вершину горы Эльбрус, доказав всем, что ничего невозможного нет. Наше интервью о том, зачем им было это нужно и стоила ли игра свеч.
– Вагиф, с чего у тебя началась любовь к собакам?
– Меня с детства окружали собаки – у бабушки, у друзей. Я вырос в Ташкенте, среди потрясающей природы и замечательных людей. Первая собака у меня появилась когда мне исполнилось 18 лет. Этого далматинца я сам себе подарил. Мы очень активно и интересно жили общими увлечениями и интересами. Долго гуляли, выезжали в горы.
– Как проходил первый процесс обучения собаки – простым командам «сидеть», «лежать». Как это перешло в хобби?
– С первой собакой меня устраивало бытовое общение. Я и не думал ни о какой учебе. Мне было достаточно, что я спокойно с ней перехожу дорогу. Собака не тянет поводок, откликается на имя, идет рядом. Она у меня была воспитанная спокойным общением.
Позже, когда приехал в Москву, у меня появилась собака породы Вест хайленд уайт терьер. Это был конец 2009 года. А в 2010 году я решил, что нам с собакой надо сходить на выставку.
– И после этого пришла идея создать идеальный клуб для собак?
– Да, все хорошее связано с личными собаками. Первые полтора года жизни собаки мы просто гуляли, надолго уходили, особенно по выходным. А когда решили пойти на выставку, я столкнулся с проблемой, что хендлинг зал, где можно готовиться к выставке, один на всю Москву. И обстановка тогда на дорогах была жесточайшая. Встать на Садовом можно было на долгие часы. Меня это поразило.
Я начал общаться с другими собачниками, стал спрашивать, почему в городе нет других клубов. Но мне так ответили, что я… решил сделать свой клуб. И через полгода он появился.
Так получилось, что договор аренды подписали 1 июля, как раз на мой день рождения. C тех пор мы считаем эту дату Днем рождения клуба.
– Для кого этот проект? Могут ли к вам в гости прийти обыкновенные владельцы собак или организация ориентирована на профессионалов?
– Главный принцип нашей деятельности связан с поддержанием здоровья собак и формированием у владельцев культуры ответственного подхода к содержанию питомцев.
Все 10 лет мы занимались физическим развитием собак, их тренингом. Физическое воспитание собаки начинается со щенячьего возраста. Огромное значение мы придаем правильному выращиванию щенка любой породы.
«Спорт-шоу-клуб» посвящает себя любой собаке – со спортивной карьерой, выставочной или обычной владельческой.
К нам приходят собачники со всего района, передавая о нас информацию по сарафанному радио. В клуб они приходят за советами, полезной информацией, услугами по грумингу, а также чтобы позаниматься с тренерами выставочной подготовкой, социализацией и просто укрепить здоровье собаки при помощи фитнеса и плавания.
– Какая услуга самая популярная?
– Я не могу какую-то одну выделить. Все наше расписание удобно выстроено и для владельцев собак, и для тренеров. За годы уже сложился основной костяк клиентов. Именно эта регулярная посещаемость постоянных клиентов позволила выстроить график.
У нас есть большой бассейн для собак, водная беговая дорожка, услуги груминга, массаж, физический тренинг для собак. Хендлеры арендуют зал для подготовки к выставке. Там занимаются сразу несколько собак.
Поэтому что-то одно я выделить не могу. Мы работаем комплексно – это наша позиция. Для одной собаки режим тренировок может меняться от месяца к месяцу, от полугодия к полугодию.
– Вагиф, ты ведешь активный образ жизни. Занимаешься дайвингом, альпинизмом, следишь за своей формой. И вот ты совершил восхождение на Эльбрус вместе с собакой. Как пришла идея восхождение на гору? Ведь Эльбрус очень серьезная гора даже для профессионалов.
– Как я говорю, дурная голова ногам покоя не дает. Это полностью меня характеризует.
Во время стрима после восхождения с Ксенией Котляр (это тренер, которая помогла совершить восхождение) мы сказали зрителям, что совершать восхождение на Эльбрус с собакой мы бы не рекомендовали. Пройдя этот путь, я скажу то же самое! Это опасно, нужно быть подготовленным самому и правильно подготовить собаку.
Вся моя деятельность с собаками пересекается с тем, чем я занимаюсь в обычной жизни, и наоборот. Все, что я делаю в обычной жизни, пытаюсь спроектировать на занятия с собакой. Я считаю, что, занимаясь с собакой профессионально и не профессионально, нужно прежде всего заботиться о своем здоровье. Если ты здоров, то все к тебе подтягиваются, и, как это ни странно, собаки тоже. Даже есть такое мнение, что владельцы и их собаки имеют одинаковые проблемы по здоровью. Поэтому надо заботиться о себе и своей собаке – беречь ее, охранять, чтобы не бегать потом по врачам.
Я как-то увидел фильм на Ютубе, проект назывался «Дорога к фильму». Автор его, к сожалению, погиб. Он был путешественником, и это у него я увидел восхождение с маламутом. У меня тогда закралось: а почему бы и нет? У меня всегда очень много идей, куда отправиться с собаками. Мы с супругой всегда очень много путешествуем с ними. У нас их 7!
Увидев фильм, я понял, что хочу на Эльбрус. Нашел контакты гида, который был в фильме, связался с ним. Мы стали готовиться к восхождению в 2019 году. К 1 июля приехали туда, я очень волновался.
Мы с Румбой тренировались два месяца до этого. Бегали по утрам. Я приучал ее к специальной амуниции, к солнцезащитным очкам. Позже, когда я впервые близко увидел эту гору, я подумал: «Даа ну ее на фиг!». Но все же начал готовиться к восхождению.
Акклиматизация длилась несколько дней. Но в том году подняться не получилось – помешала непогода. Также считаю, что я неправильно готовился, неправильно относился к этому процессу. Я все время торопился, весь был загружен какими-то другими делами, постоянно сидел в телефоне.
Мы попробовали восхождение без собаки. Дошли до Косой полки – это узкая тропа, на которой помещаются только два твоих ботинка и сразу начинается скос. Мы идем еле-еле, и начался страшный ураган. Снег! Ветер просто сдувал. Я уже попрощался со всеми в свой день рождения. Мы лежали с гидом вдвоем на этой Косой полке и думали, что же нам делать. И все-таки решили возвращаться.
Решили повторить попытку подняться уже осенью. Приехали в более расширенном составе – два моих коллеги, супруга и я с Румбой. Поднялись на первый базовый лагерь, там прошли акклиматизацию. Но я ехал туда заболевший, что тоже было ошибкой. В горах все твои проблемы со здоровьем усугубляются. И я провел перовую ночь с температурой, кашлем, тахикардией и решил, что все, мы спускаемся. Не в этот раз. Двое же наших коллег остались и совершили восхождение.
В 2020 году планы нарушила пандемия. Но мы все равно с женой поехали на Эльбрус просто погулять и подышать, так как оба переболели ковидом.
И вот совершенно случайно владелица того самого маламута Бэста из фильма, Ксения Котляр, оставляла собаку на передержку в Москве. Он переболел пироплазмозом, и мы помогали с его восстановлением. И тогда жена Ольга сказала: «Тебе надо идти с Ксенией, она тебя точно доведет». Я сразу же ей написал. «1 июля нашему клубу исполняется 10 лет, давай сделаем восхождение с собакой, приуроченное к юбилею?». Она согласилась, и мы стали готовиться.
Но, переболев ковидом, я многое стал делать по-другому: и относиться к своему здоровью, и к работе с собаками. Я пересмотрел свой образ жизни. Это и питание, и осанка, и дыхание, и практики, и регулярная зарядка.
Времени до поездки оставалось мало. Мне очень помогли те занятия, которые я внедрил в свою жизнь после болезни. Я поехал туда, оставив все дела. Меня ничего не отвлекало от подготовки, акклиматизации и восхождения. Я взял с собой двух собак и не сказал никому, кроме супруги, куда я еду и зачем. Без фанатизма, просто по ситуации. Я был очень методичен и использовал весь предыдущий опыт. И в комплексе, вместе с классным гидом в лице Ксении, у нас все получилось очень круто. И Эльбрус нас пустил в этот раз. Была потрясающая погода и необыкновенная красота.
В поездку поехали Румба, ей почти 5 лет, и Раптор - тоже золотистый ретривер, ему 2 года.
– Какой характер у собак? Мне кажется, что на такое восхождение надо брать собак спокойных и воспитанных.
– Да! Но вообще, золотистый ретривер – порода очень комфортная. Она идеально подходит для многих активностей и видов спорта, а также прекрасно адаптируется к образу жизни своих владельцев. При правильном воспитании, конечно.
У нас есть мать семейства, Варвара. Ей 11 лет. Если бы она была помоложе, я бы без вопросов взял бы ее на восхождение. Она мега комфортная, очень устойчивая по психике, у нее великолепный темперамент, да и в целом Варя отлично развита физически.
За полтора месяца до восхождения я перевез Румбу в город, до этого она жила за городом. И она, как это часто бывает у собак, которых перевозят в город – слегка оторопела. Ой, город… Но наши утренние тренировки очень быстро адаптировали ее к городу. Она и по поведению начала меняться, и мне это очень понравилось.
В горах она совершенно иначе раскрылась. Полностью растворились в этом путешествии. Гуляла по тропам, сама выбирала маршрут. Я даже потом жене сказал: «Собаки не созданы для жизни в городе! Они созданы для жизни в естественной среде». У меня вышел фильм на канале YouTube про восхождение, и там случайно попавшие в кадр девушки говорили, как прекрасно видеть собак в реальных природных условиях! И, действительно, это так.
Раптор еще молодой и немного ветреный парень, а Румба уже опытная. Она не первый раз в горах. Ей очень нравится. Приезжаем в горы – она сама бежит, далеко не убегает, оглядывается, смотрит, где я. Все время рядом.
Очень забавно наблюдать, как собаки охлаждаются. В горах особенно чувствуется жара. И собаки находят тень, кустик, воду, лужу, грязь, влажную траву – и туда стремятся. Ложатся и охлаждаются.
– Как ваша большая компания добиралась до Эльбруса?
– Я всегда предпочитаю путешествовать с собаками на машинах. Были у нас, конечно, длительные перелеты с собакой в Америку, в Швецию. Но в основном мы путешествуем на машине. Моя машина Ford Transit отлично оборудована для этого. Есть боксы для собак и спальное место для человека. Поэтому я это расстояние в 1700 км преодолел туда за два дня, обратно – ровно за сутки. На Эльбрусе я жил в машине, а купались мы в местной реке.
– Какая экипировка и оборудование нужны для путешествия с собаками вообще. И для похода в горы в частности?
– В первую очередь ты должен позаботиться о себе. Насколько ты будешь комфортно себя чувствовать, чтобы тебя ничего не отвлекало – настолько и собаке твоей будет хорошо. Аптечка, солнцезащитные очки, правильные штаны – либо не промокающие, либо легкие непродуваемые. Очень важна правильная треккинговая обувь. Комфортный рюкзак.
Для собак я покупал много лишнего, как показал опыт. В принципе, кроме еды и воды, нужны складная миска и крутой аксессуар – специальные очки. На горе подойдет не ошейник, а шлейка и поводок. Именно шлейка. Если собака вдруг оступилась, то будет комфортно ее удержать.
Когда я только стал готовится к восхождению в первый раз, узнал, что обязательно нужна оптика, потому, что ультрафиолет сожжет глаза - и человеку, и собаке. Я нашел, кто производит такие маски. И мне прислали из Финляндии дистрибьютеры, чтобы мы могли опробовать. Защита линз – четвертого класса. То, что нужно для восхождения.
Приучаются собаки носить такие очки довольно быстро. Раптора я приучал прямо на горе. Я надел, он попытался снять. Но я его взял на поводок, мы походили где-то полчаса, и он успокоился. Здесь есть вентиляционный люк, чтобы очки не потели. Есть поролон для мягкости. Они гибкие, удобно и быстро меняется линза. Для того чтобы собаку приучить, ты сначала используешь прозрачную линзу. Чтобы четвероногий компаньон видел, что происходит.
– Чем кормили собак в походе? Подходит ли корм, который собаки едят в повседневной жизни, для похода?
– Я предпочитаю кормить собак сухим кормом. Для нас это актуально, так как мы много путешествуем, у нас нет времени заниматься натуральным кормлением. В поездку я беру сухой корм, лакомства и консервы. Есть много хороших консервов, протеиновые, с добавлением злаков. Корм, я считаю, должен быть высококалорийным с высоким содержания мясного белка и суперкачественный. Очень выручает новый Award для всех пород. Для занятий спортом или походов собакам жизненно необходимы здоровые суставы.
Что показал первый опыт. В первый поход в 2019 году у Румбы после первых двух дней началась горная болезнь. Это такое состояние, когда ты вялый, не хочешь кушать, не хочешь ходить, тебя мутит, и болит голова. У Румбы болела голова…
На восхождении она почему-то отказывалась от воды. Мне этот момент не нравился. Я старался аккуратно ей заливать воду в пасть. У нас были с собой кабардино-балканские персики – плоские. Они очень сочные. Я скармливал ей эти персики.
В первую ночь, когда мы поднялись на 3000 метров, и у меня, и у собак была одышка. Я не мог спать, была сильная тахикардия. Я всю ночь ходил, смотрел на звездное небо.
– Финальная точка – 5642 м. Все ли было по плану, когда вы до нее добрались?
– В этот раз вся поездка была идеальна. Я был очень спокоен и методичен. Сам принцип для всех покорителей заключается в следующем. Люди приезжают, заселяются. Два-три дня у них акклиматизация в долине. Потом люди поднимаются по канатной дороге до горы Баши. 3000 метров, там базовые лагеря. Живут уже в вагончиках без душа. Потом идут на 4011 – это скалы Пастухова. Потом день отдыха. Надо восстановить силы. Кто-то спускается в долину, кто-то просто отдыхает. И потом идут на восхождение. Не все идут до конца, у многих начинается горная болезнь, кто-то простывает.
– Какие ты можешь назвать отличия от предыдущих попыток покорить вершину?
– Самое главное – это мое собственное состояние. Нужно быть полностью отключенным от всех гаджетов. Наш современный мир сейчас сузился до их рамок. Поэтому в этот раз телефон я не трогал. Но взял с собой книжки. Пересмотрел процесс кормления собак. Взял с собой консервы хорошие. На трекинговые маршруты ходил самостоятельно. Сам разрабатывал, ни от кого не зависел. Я делал зарядку и дыхательные упражнения. Это очень мотивирует, успокаивает и настраивает.
У меня был потрясающий гид Ксения с не менее потрясающим маламутом Бэстом. Он вырос в диких условиях. Он может развернуться и уйти с горы в долину, а через несколько часов вернуться. Ксения при этом абсолютно уверена в том, что с Бэстом все будет в порядке, ведь горы и окрестности – это его большой дом.
Ну и, конечно, была шикарная погода на восхождении!
– И вот, восхождение, финал. Поняли ли собаки, что задача выполнена? И какие эмоции были, когда ты достиг цели? Какой вывод для себя сделал?
– После выхода на отметку 4200 метров нам всем троим было немного не по себе. На скалы Пастухова я собак с собой уже не брал, так как посчитал, что для них это будет слишком тяжело. И очень жарко. Это был сложный акклиматизационный выход, который мне дался очень тяжело.
С базового лагеря на канатной дороге я спустился в долину, иду с собаками в кафе, покушать. Думаю, сейчас поем прохладную окрошку, шашлычок. Cмотрю – тут все по-другому! Там, наверху, это Планета Садомаза какая-то! Это Планета страдания. Ты спрашиваешь себя –- зачем ты себя этим страданиям мучаешь? Но, оглядываясь назад, ты понимаешь – ты справился с этими страданиями. Это так круто! Организм чистый, сильный. Ты себя чувствуешь Бэтменом. Я поспал в долине, мы сходили в лес.
Потом с Ксенией обсудили, кто же из собак пойдет на финальное восхождение. Решили, что пойдет Румба – как более опытная и спокойная. Восхождение для нас начинается в три ночи. В 12 ночи позавтракал, покормил собак, посидел с ними, подумал. Волновался, конечно. Экипировались и пошли.
На Косой полке мы встречали рассвет, и я уже наслаждался этим процессом. Людей было немного вокруг. Дошли до Седловины. Румба немного натерла подушечки лап, которые мы обработали восстанавливающей мазью. Покормили ее, поели сами, отдышались. Самое сложное нас ждало впереди, когда начались уже отвесные ступеньки. Ты идешь, а сбоку от тебя обрыв. И тебе пристегивают страховочной системой к веревке, ты по ней и идешь.
Перед вершиной есть участок, где открывается довольно обширное пространство. Это уже не узенькая тропиночка. Здесь мы отпустили собаку с поводка. Она бегает рядом, в очках – и вот ты на самой высокой горе Европы с собакой!
Ты видишь эти необыкновенные виды. Смотришь вперед – совсем немного осталось. Идешь из последних сил. Это непередаваемые эмоции. Румба пошла вперед. На вершине уже стояла Ксюша и снимала нас. А я был сосредоточен на собаке – как она, дойдет? И потом вдруг я осознал, что мы уже стоим на вершине.
Когда увидел табличку, на меня такие эмоции нахлынули! Взрослый мужик, строгий, временами жесткий и – слезы текут!
Ну а потом началось самое сложное. Все гиды предупреждают – самое главное не подняться на гору, а вернуться с нее. По этой же узкой тропинке, пристегнутым к веревке.
Маршрут вниз до Седловины очень сложный. Румба начала торопиться. И психологически, и физически – это очень сложно. Я ужасно переживал – она могла сорваться.
Поэтому вывод такой. Приезжать с собакой и гулять по Приэльбрусью – очень рекомендую. Тут потрясающие места, воздух, озера. Но идти на восхождение с собакой опасно, экстремально – и я бы никому такого не рекомендовал!
Желаем вам с вашими питомцами правильных активностей, отличных путешествий, личных побед. И помните, “Спорт-шоу клуб” ждет на занятия в любое время!